Hosted by uCoz
на главную
Антон Успенский
БИЕНАЛЛЕ современного искусства и подобные им регулярные выставочные проекты прочно заняли место между галереями и ярмарками: если первые апробируют новое искусство, то биеннале выстраивают иерархию, провоцируют художника и его зрителя, создают общественное мнение и, в конце концов, формируют спрос. В настоящее время насчитывается 125 биеннале.
Венецианская биеннале. Италия (по нечетным годам) Старейшая биеннале номер один, существует с 1895 года. Участие в Венецианской биеннале так же престижно, как и в Олимпийских играх. Художники, выставившиеся в Венеции, попадают в орбиту влияния кураторов и галеристов, цены на их произведения растут.
Самая именитая регулярная выставка современного искусства, давшая имя всем прочим мероприятиям подобного рода. Задуманная как показ достижений национального искусства, первая же выставка стала международной. Устройство биеннале практично и просто: каждая из стран получает право на возведение национального павильона, являющегося ее госсобственностью. Все расходы по устройству выставки в своем павильоне страны-участники берут на себя. Сегодня собственными павильонами располагают: США, Япония, Италия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Испания, Германия и др. Россия участвует в Венецианской биеннале с 1914 года. Павильон построен Алексеем Щусевым. 52-я биеннале 2007 года стала рекордной. 10 июня 2007 года в церемонии открытия 76 национальных павильонов приняли участие 285 000 посетителей. Был представлен павильон цыган - народа, по определению не имеющего государства. В рамках биеннале прошли не только выставки современного искусства, но и 64-й фестиваль кино, 5-й фестиваль танца, 39-й фестиваль театра. В отдельную программу выделен исторический архив современного искусства. Круг кураторов национальных павильонов и комиссаров биеннале составляют первые лица мировой арт-сцены. Комиссар 52 Венецианской биеннале - американский критик и куратор Роберт Сторр, провел свою выставку под лозунгом: "Думать чувствами. Чувствовать умом".
Архитектурная биеннале в Венеции ( по четным годам) Архитектурная биеннале чередуется с художественной. Когда-то она была лишь секцией "большой" биеннале, а в 1980-х выделилась в отдельное событие. Здесь все как у старшей сестры: национальные павильоны, "кураторская" выставка, каждый раз новый именитый директор, "Золотые львы" в качестве призов. Здесь архитектура - это идеи, фантазии, утопии, игрушки, поделки, слова.
В 2008 году прошла 11-я Биеннале, она представила рекордное число национальных участников (56) и параллельных программ (24). 25000 гостей приняли участие в четырехдневном превью.
Биеннале в Сан-Паулу. Бразилия (по четным годам) Стоит на втором месте в мире. Делается с громадным вкладом денег. Как и в Венеции – национальные представительства многих стран мира. Россия активно выставляется в Сан-Паулу. Биеннале современного искусства в Сан-Паулу – авторитетнейший и один из старейших смотр в экзотической точке мира. Проводится с 1951 года. Схема биеннале взята от Венеции – большая кураторская выставка и национальные проекты. Своя Архитектурная биеннале здесь тоже есть. Однако заимствования на схеме и заканчиваются. Венеция – статусная и официозная, в последнее время еще и светская. Сан-Паулу – глобалистская, радикальная, аттракционная. Палаццо и виллы Венеции здесь заменяет футуристическая архитектура бразильца Оскара Нимейера, спроектировавшего и павильон имени Сесилио Матараццо, где расположилась биеннале, и окружающую его гигантскую эспланаду парка Ибирапуэра в форме волны. Вместо тесных венецианских залов Сан-Паулу предлагает современному искусству площадь в "шесть футбольных полей". Иной масштаб – иной взгляд. И за ним сюда едут со всего света. Как едут и в другие точки на карте современного искусства.
Стамбульская биеннале. Турция ( по нечетным годам)
Одна из самых молодых биеннале современного искусства, ведет свой род от "Документы": хочет показывать то, что некогда отрицалось официально, выставлять это "иное" на альтернативной (немузейной) площадке и под руководством куратора. Стамбульская биеннале привлекает тем, что проходит в самых главных исторических достопримечательностях: видеоарт показывают в подземной римской базилике-водохранилище, объекты расставляют в султанском дворце, а некоторые счастливцы удостаиваются чести выставить свои произведения в самой Айя-Софии. Куратором первых двух выставок была героический турецкий искусствовед Берал Мадра, а потом сюда поехал весь мир. Девизом последней 11-ой Международной Стамбульской биеналле организаторы сделали название песни Denn wovon lebt der Mensch? из «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта. На английский ее перевели как What Keeps Mankind Alive? – Чем люди живы? Брехт показался сегодня востребован не столько в аспекте его художественных, режиссерских находок, сколько в его общественной роли «агитатора, горлопана, главаря», в утопичности и дерзости его высказываний, в его левой социальной критике. «Точно так же, как и двести лет назад, у нас есть общественный строй, в котором фактически все классы, хотя и весьма различным образом, проявляют уважение по отношению к моральным принципам, но не ведут моральную жизнь, а живут за счет этики. Сегодняшний день лишь периодически переставляет акценты в промежутке между религиозной этикой и либеральной демократией» – отталкиваясь от этой цитаты, теоретики биеналле подробно разбираются в «брехтологии», вспоминают популярность автора в 1960–70-х и вычисляют его актуальность сегодня.
Московская биеннале современного искусства. Россия (по нечетным годам)
Пока что не входит в первую десятку. Она быстро набирает обороты. Первая Московская биеннале современного искусства прошла в 2005 году. Избрав в качестве темы мероприятия лозунг "Диалектика надежды", шесть европейских кураторов попытались внести свою лепту в святое дело возрождения надежды "как коллективного социального чувства", утрата которого, равно как и "утрата Великой мечты о социальных переменах", по образному выражению организаторов, "привела к приватизации надежды, определившей многие процессы в искусстве 90-х годов". Вторая Московская биеннале современного искусства прошла в 2007 году. Тема биеннале – "Примечания: геополитика, рынки, амнезия". Выставочная программа Второй биеннале состояла из 5 экспозиций основного проекта, 35 специальных проектов и 8 выставок "специальных гостей". Три десятка проектов включала параллельная программа. В биеннале приняли участие около сотни художников из 25 стран мира. В рамках программы "Специальные гости биеннале" показаны работы всемирно известных художников Даррена Элмонда (США), Пипилотти Рист (Италия), Джефа Уолла (Англия), Роберта Уилсона (Англия). В Центральном доме литератора представили произведения американского художника и режиссера Мэтью Барни: скульптура, декорации, архитектурные проекты и музыкальные сочинения. По данным ИТАР-ТАСС, на проведение биеннале из госбюджета выделено 52 млн руб.
Лионская биеннале современного искусства. Франция (по нечетным годам)
В Лионе две биеннале, и обе посвящены радикальному искусству – биеннале современного искусства и биеннале танца. А поскольку современное творчество границ между искусствами не знает, то иногда понять, где какая биеннале, не так уж и легко. Так, например, на прошлой биеннале современного искусства в Лионе бал правил фотограф Спенсер Туник, знаменитый мастер делать композиции из сотен, а то и тысяч обнаженных тел, что куда ближе к балету, чем к живописи. Лионская биеннале, основанная в 1991 году, не предполагает национальных павильонов и не ставит своей задачей обзор арт-достижений последних лет. Каждая выставка предлагает новую точку зрения не только на актуальность, но и на историю современного искусства. Актуальность и история в Лионе изучаются в самом что ни на есть актуальном пространстве – в здании бывшей фабрики La Sucriere. Тема прошедшей осенью 2007 года 9-ой биеннале: "00-е. История десятилетия. То, что еще не названо". Кураторская воля здесь возведена в степень – в списке участников кураторы стоят на первом месте, а приглашенные ими художники – на втором. Здесь не столько "делают" современное искусство, сколько ищут слова, которыми его описывают.
«Sculpture Projects» Мюнстер, Германия (раз в 10 лет)
Мюнстерский Sculpture Projects впервые прошел в 1977 году, когда минимализм, вновь сделавший актуальной монументальную скульптуру, ленд-арт, заставивший художников обратиться к работе с природными ландшафтами, и хеппенинг, предполагавший художественные акции на улицах, в реальном городском пространстве, уже были вполне признанными, но еще далеко не устаревшими явлениями современного искусства. Сохранившиеся произведения того времени выглядят нарочито не сомасштабными городской повседневности, как некие природные феномены или монументы канувшей в небытие неведомой цивилизации – то ли очень древней, то ли вообще внеземной.
«Документа», Кассель. Германия
Кассельская "Документа" собирается раз в четыре, а то и в пять лет, и оттого с такой тщательностью, что каждая выставка становится событием в историческом смысле этого слова. «Документа» не подводит итоги пятилетки, но пробует понять состояние современного искусства. Если Венецианская биеннале с ее системой "одна страна - один павильон" есть памятник довоенной эпохи, то Dokumenta (от латинского "документы") есть феномен сугубо послевоенный и поначалу чисто немецкий. "Документа-1" открылась в 1955 году, проходит по традиции в течение 100 дней. Тогда с экономикой в стране уже было все хорошо, а с культурой и культурной памятью совсем плохо, и была посвящена прежде всего реабилитации модернистского искусства. "Документа-2" (1959) провозгласила абстрактное искусство в качестве интернационального языка, но все еще избегала американцев. На "Документе-4" (1968) впервые исчезли старые мастера и был сделан акцент на современности. Появились оп-арт и кинетические скульптуры, минимализм и поп-арт, а сами произведения (например, гигантские упаковки Кристо) впервые вышли прямо в город. Легендой стала "Документа-5" (1972), которую возглавил швейцарец Харальд Зееман. Его "мир образов сегодня" включал в себя фотореализм, концептуализм, рекламу, перформанс, живопись душевнобольных, политпропаганду и китч. "Элитарнее только "Байрейт"",-- написала тогда газета Frankfurter Allgemeine, имея в виду знаменитый оперный фестиваль. Потом здесь появятся кино и фотография, ранние видеоинсталляции Нам Джун Пайка. Вальтер де Мария пронзит кассельскую почву металлическим стержнем длиной в километр, а Йозеф Бойс посадит свои знаменитые 7000 дубов. Главные площадки последней "Документа-12" (кураторы Роджер М. Бюргель и Рут Ноак)- музей "Фридерицианум" и расположенный рядом парк. На ней почти нет известных имен - кураторы считают своим долгом бороться со звездной системой современного искусства, зато есть художники из Индии и Нигерии, Мали и Сенегала, Турции и Израиля, Чили и Бразилии, Таиланда и Китая, Румынии, Чехии, Польши, Болгарии. От России участвуют целых четыре автора (до этого наша страна здесь была представлена только дважды - работами Ильи Кабакова и Константина Звездочетова). В этом году одним из самых забавных замыслов искусства под открытым небом стало рисовое поле, разбитое прямо на склонах холма, где стоит дворец курфюрстов. А наш художник Кирилл Преображенский устроил из местного трамвая что-то вроде агитпоезда, но с религиозным уклоном - пассажиры могут слушать исповеди верующих разных конфессий.
Берлинская биеннале современного искусства. Германия (по четным годам)
5-я берлинская биеналле проходила под лозунгом „When things cast no shadow" с 05.04. по 15.06.2008. (кураторы - Adam Szymczyk и Elena Filipovic). Берлинская биеннале - это смесь симпозиума, выставки и фестиваля. Событие собирает вместе изобразительное искусство, дизайн, литературу, музыку, хореографию, моду, кинематограф и театр.
«Манифеста», Европа (по четным годам)
«Манифеста» кочующая по разным городам Европы с 1996 года, открыта для молодых и показала уже более 200 художников. На «Манифесту» можно (и нужно!) стучаться, делать предложения – например, через интернет. В 2008 году пройдет 7-я «Манифеста».
Московская Фотобиеннале. Россия (по четным годам)
Московский Дом фотографии — единственный в России музей, выбравший стратегию фестивалей и масштабных проектов. Эффективность этой стратегии продемонстрировали международные месяцы фотографии в Москве «Фотобиеннале» и московские международные фестивали «Мода и стиль в фотографии».
ЯРМАРКИ Сегодня художественный рынок настолько связан с процессами глобализации, что аналитики уже беспокоятся о том, что в мире скоро останется всего четыре главных ярмарки современного искусства – Арт Базель, Армори Шоу, Фриз и Арт Базель/Майами Бич. Если биеннале проходят раз в 2 года и презентуют новые тренды, то ярмарки – ежегодно и больше рассчитаны на участие галерей и продажи. Биеннале открыты, как правило, несколько месяцев, а ярмарки – несколько дней.
Арт-Базель (Art Basel), Швейцария проходит в июне, самая престижная и самая успешная в мире ярмарка (несколько лет назад даже открыла филиал в Майами). Основана в 1960-е годы. В последней ярмарке участвовали 270 галерей и 50 тысяч посетителей. В последние годы на Арт-Базеле регулярно бывают российские галереи.
Армори-шоу (The Armory Show), Нью-Йорк, США - самая крупная ярмарка в США. Проходит весной. Существует всего шесть лет, но восходит к легендарному Армори-шоу начала XX века - тогда, в 1913 году Америке впервые был показан европейский модернизм. В последней ярмарке участвовали 174 галереи.
Фриз (Frieze Art Fair) Лондон, Великобритания – очень модная в арт-среде ярмарка.
ФИАК (FIAC), Париж, Франция - основана в 70-е годы. Проходит осенью. Вторая по престижности в Европе. В прошлом году на ней было 175 галерей.
Парифото (Paris Photo), Франция одна из самых престижных фотоярмарок мира родилась в 1997 году. И с тех пор ежегодно в пятнадцатых-двадцатых числах ноября занимает le Carroussel du Louvre.
АРКО (ARCO), Мадрид, Испания возникла в 80-е годы, но только в последние годы вошла в список крупнейших в мире. В последней ярмарке участвовали 279 галерей. По посещаемости (около 200 тысяч человек) - это самая крупная ярмарка в мире.
Арт-Кельн (Art Cologne) Германия В 2009 около 180 галерей покажут искусство классического модернизма, искусство после 1945 года и современное искусство. Живопись, скульптура, инсталляция, видео и фотография, работы из бумаги и мультипли.
Арт-Форум (Art Forum), Берлин, Германия - одна из крупнейших международных ярмарок.
VIENNFAIR, Вена, Австрия фокусирует внимание на молодых художниках и новых, не раскрученных галереях.
Арт-Чикаго (Art Chicago), США
В России проводятся две ярмарки современного искусства – Арт-Москва (весной) и Арт-Манеж (в декабре). Однако ни та ни другая пока не могут конкурировать с западными ярмарками ни по доходам, ни по престижности.
АУКЦИОНЫ
Сотбис (Sotheby’s) – старейший в мире аукционный дом. Совместно с аукционным домом Christie’s занимает около 90% мирового рынка аукционных продаж антиквариата, предметов искусств и т.д. Основан 11 марта 1744 г. в Лондоне книготорговцем Самюэлем Бейкером. Сотбис был закрытым «клубом», где работу могли получить только аристократы. К началу 80-х годов ХХ века Сотбис практически обанкротился. В 1983 году Сотбис был продан американскому предпринимателю А. Альфреду Таубману – владельцу крупной сети магазинов в США. В 1998 г. Таубан вывел акции Сотбис на биржу. В мае 2007 г. первым из ведущих ауционных домов открыл отделение в Москве.
Кристис (Christie’s) – основной конкурент аукционного дома Сотбис.
МакДугалс (MacDougall’s) Существует с 2004 г. Торги проводятся дважды в год. Специализация – русское искусство 19 и 20 вв. и послевоенное и современное русское искусство. >
на главную