Hosted by uCoz
на главную
Антон Успенский
МУЗЕИ И ЭКСПОЗИЦИОННЫЕ ПРОСТРАНСТВА
наиболее интересные в плане организации экспозиции (концепции, технических средств и т.д.)
МАК - Австрийский музей прикладного искусства, Вена
"Поскольку оформление выставочных залов в МАКе было поручено деятелям искусства, уже сама расстановка является определенным экспериментом в поиске музеем своей идентичности. Впервые здесь можно ощутить результат плодотворного совмещения традиционного музейного фонда и современных течений в искусстве. Оформительская задача была сознательно поручена не архитекторам, а различным деятелям искусства в надежде на то, что их различный подход к музейным экспонатам сделает их по-новому доступными, и преподаст урок нашим органам чувств об особенной чувствительности и проникновенности материалов.
Так как в музее не может существовать «обязательной» демонстрации художественных объектов, а любой вид демонстрации одновременно является и толкованием и оценкой, музей МАК выбрал выдающихся деятелей современного искусства, которые в тесном сотрудничестве и после долгих обсуждений с кураторами расположили экспонаты коллекции. Помещения, в которых выставлены коллекции, следуют хронологическому принципу. Однако, целью не является полностью «покрыть» музейными экспонатами отдельную эпоху, предпочтение отдается скорее тому, чтобы показать основные моменты музея, особенно интересные и единственные в своем роде экспонаты (учебные коллекции, тем не менее, как и прежде выстроены по старому музейному принципу материала в концентрированной форме демонстрации экспонатов в ряд).
Для «своих залов» деятели искусства нашли самые разные решения. Они работают с цветом, особыми световыми установками, с электронной бегущей строкой, необычными витринами, рамками, подиумами и специальными необычными видами оформления. Невозможно не заметить, что придерживаясь своей личной стратегии, они тем не менее выполнили свою задачу с пониманием и уважением к объектам, и что демонстрация отобранных экспонатов всегда стояла для них на первом месте. Эти залы необходимо прочувствовать для того, чтобы решить для себя, удалась ли эта стратегия, и создают ли художественные интервенции еще один дополнительный уровень толкования, вносят ли они вклад в желаемую комплексность и многоплановость музейной ситуации.
Деятели искусства взялись с энтузиазмом за разрешение этой необычной задачи, хотя во время работы они прожили и моменты разочарования. Так например, Дональд Джадд пришел к выводу, что комнату ”Дубский” все же нужно было расположить в подвале, а Барбара Блум почти совершает кощунство, показывая гнутую венскую мебель с ее серийными, почти минималистскими вариациями, вместе с мебелью ИКЕА. Об этих залах уже велись дискуссии. Но что может быть большим успехом для музея чем то, что он пробуждает радикальную и компетентную дискуссию о взаимодействии старого и нового, об актуализации старых, обремененных традициями помещений и рабочих методах современных деятелей искусства?!" Петер Ноевер.
Whitney Biennial – Биеналле музея Уитни
Старейшая музейная биеннале, проводится с 1918 года. Уитни биеннале – важнейшее мероприятие в художественной жизни США. Ее регулярно проводит в Нью-Йорке музей американского искусства Уитни. Биеннале создает репрезентационный контекст для американского искусства: встраивает новые художественные силы в культурно-историческую ситуацию, переоценивает достижения прошлого, производит критический обзор накопленной массы идей, стилей и методов.
Галерея «Тэйт Модерн» – Великобритания, Лондон
Кураторы галереи Tate Modern, лондонского музея актуального искусства, обратились к музыкантам с просьбой создать звуковое сопровождение к работам Энди Уорхола, Аниша Капура и других современных художников и скульпторов. Таким образом галерея надеется привлечь в свои залы молодых посетителей, обычно чурающихся музейных залов. Первый аудиовизуальный экспонат представлен публике 1 сентября 2006 года. Это - работа американского скульптора Джейкоба Эпстайна "Металлический торс" (1913-1914), которую сопровождает композиция группы Chemical Brothers. Эпстайн пояснял, что его получеловек-полумашина символизирует "бесчеловечного монстра, Франкенштейна, в которого мы превратили себя". В октябре рэпперы Roll Deep представили свое звуковое сопровождение к скульптуре "Ishi's Light" Аниша Капура, а в ноябре экс-гитарист Blur Грэм Коксон "проиллюстровал" картину Франца Кляйна. Бристольская группа Vavavoom записала музыку для инсталляции "Brillo" Энди Уорхола. Проект продлился до апреля 2007 года.
Музей естественной истории, Великобритания, Лондон
Главный принцип, взятый музеем на вооружение – надо жить играючи. И учиться, соответственно, тоже. Играючи познакомиться с динозаврами, узнать о том, как происходит извержение вулкана, послушать голоса обитателей джунглей… Британские преподаватели давно поняли – чтобы удержать внимание своих учеников во время урока, следует сам урок проводить в стенах Музея естественной истории.
Центр «Эврика» – Финляндия, Хельсинки
Научно-популярный центр «Эврика» расположен в Хельсинки, это место называют – центр познавательных аттракционов и развлечений. Посетители центра могут познать: законы физики, строение и возможности собственного тела, и многое, многое другое. Обычно посещение центра занимает целый день. А как же – ведь надо и в кинотеатр сходить, и конструктор «Лего» пособирать. Гости «Эврики» – от мала до велика – ходят по залам и комнатам, разинув рот. Тут есть чему удивляться. Одно только катание на специальном велосипеде по тоненькой проволочке чего стоит! А уж прогулка по Луне… И уж конечно, какой развлекательный центр без подарков! В «Эврике» есть отличный магазинчик, в котором можно приобрести кучу всякой всячины: игрушек, плакатов – самых что ни на есть непростых.
Музей науки им. Блюмфильда в Иерусалиме
Музей науки им. Блюмфильда в Иерусалиме — это неформальное культурно-образовательное учреждение. В музее расположены выставки, содержащие интерактивные экспонаты, которые можно трогать и приводить в действие. Касаясь, смотря и слушая, посетители музея познают научные и технологические основы окружающего нас мира — культуры человека и его ежедневной жизни. Музейные выставки касаются различных явлений науки и технологических разработок с разных точек зрения: открытие, обнаружение, явление, технологические разработки и ответ на нужды системы образования. Вокруг каждого экспоната сотрудники музея разработали целую систему для работы с ним и приведения его в действие, предназначенную для организованных групп и широкой общественности.
Новое здание музея было открыто для широкой публики в летом 1992 г. Его создание явилось результатом инициативы профессора Питера Хильмана, директора и создателя музея, и стало возможным благодаря тесному сотрудничеству с Еврейским Университетом и Фондом Иерусалима. Музей был создан благодаря щедрому пожертвованию семьи Блюмфильд из Канады.
Научный музей «Cosmo Caixa» – Испания, Барселона
Почувствовать себя настоящим учёными – именно это предлагает своим посетителям Научный музей Барселоны. Что делают учёные? Выдвигают гипотезы, ставят эксперименты, проводят опыты. Возможностей для этого в Научном центре музея предостаточно, тем более что музей часто называют экспериментальным. «Познанию мира» весьма способствуют аудиовизуальные эффекты, видеозаписи, звуковые эффекты, а также экспериментальные модели; проводятся дискуссии и обсуждения. В целом, музей рассчитан на взрослого и заинтересованного посетителя.
Музей современного искусства Киазма (Kiasma) - Финляндия, Хельсинки
Самый молодой музей Финляндии, он был открыт в 1998 году. Название музея образовано от слова «хиазма» (от лат. — «перекрестие») и отражает особую способность сочетать изящное искусство и высокие технологии. Новый музей современного искусства находится на проспекте Маннергейма напротив здания Парламента недалеко от Концертного зала Финляндия, построенного Алваром Аалто. Символично совмещение здания с конной статуей национального героя Маннергейма, созданного скульптором Аимо Тукиаиненом.
Здание музея Киазма — само по себе является объектом современного искусства. Созданное американским архитектором Стивеном Холлом, оно демонстрирует подход к архитектуре как к современной скульптуре, что отличает его от многих музеев (например, от старинного здания Модерна Музета (Швеция, Стокгольм), внутри которого располагается новейшее выставочное пространство). Cуществует мнение, что Киазма как самодостаточное произведение лучше всего воспринимается без произведений искусства. Возможно, на восприятие объектов сказывается облик музея, но так, или иначе, в Киазме проходят выставки, и проходят успешно. Открытие музея Киазма было долгожданным — к концу XX века ни один из музеев Хельсинки не отвечал на запрос международного художественного рынка. Ни Сити Музеум — музей города Хельсинки, где проходят выставки классического аванграда, ни Тайдехалле — муниципальный выставочный зал, сосредоточенный на «балтийском» искусстве; ни Атенеум — национальная галерея, где современному искусству отведен один этаж (несмотря на то, что с 1990 года в Атенеуме создается интернациональная коллекция).
Киазма стал самым посещаемым музеем Финляндии, в 2006 году общее число посетителей за все годы его существования достигло полутора миллионов человек. Музей во многом способствует повышению популярности современного искусства, ранее не доступного широкой публике. В музее открыт книжный киоск, театр и кафе. Театр Kiasma расширяет программу музея в направлении исполнительных видов искусства. Программа включает в себя танец, музыку, мультимедиа, кино и видео искусство. Киазма — символ культурного обмена, и заявляет о принципиально новом отношении к современному искусству, о сочетании интернационального характера деятельности. Музей Киазма по праву гордится своей коллекцией финского и современного искусства, начиная с 60-х годов прошлого века и до наших дней.
Музейная экспозиция: тенденции развития
Одними из интереснейших построек современных музеев за последние годы можно считать: Национальный музей антропологии в Мехико (архитектор Р. Васкес), Государственный музей Винсента Ван Гога в Амстердаме (архитектор Г. Ритвельд), Йельский центр британского искусства (архитектор Л. Кан), восточный корпус Национальной галереи в Вашингтоне (архитектор И. Пей) и другие. Одной из признанных музейных построек последних лет считается сооружение архитектурного комплекса художественного музея в Менхенгладбахе, Германия (архитектор Х. Холляйн).
Новая экспозиция “несла образ” старой традиционной экспозиции крупнейшего и хорошо знакомого музея, устоявшийся за долгие годы в памяти своих зрителей и соответствующий “образу этого музея”. Подобное происходит во многих зарубежных музеях, где формообразование и стилистика новых экспозиций меняются значительно медленнее, чем в поисковых концептуальных экспозициях. Это объясняется ориентацией на психологию восприятия зрителей, на сложившийся некий "образ музея", отвечающий традиционным стереотипам. Такие музеи развиваются в “традиционных” формах, имеют свои определенные цели и задачи. Например, новая экспозиции Пергамского музея (Берлин), новая экспозиция Египетского музея (Боде музей, Берлин), экспозиция, посвященная истории Чехии (Градчаны, Прага), экспозиция музейного комплекса г. Брно, экспозиция Музея национальных искусств и ремесел (Куала-Лумпур, Малайзия), экспозиция искусства Древнего Египта в Музее Метрополитен (Нью-Йорк), экспозиция Музея прикладного искусства (Прага) и многие, многие другие. Все они выполнены на блестящем современном техническом и дизайнерском уровне. Однако их решения не выходят из-под влияния традиционного, “классического” для наших дней построения музейной экспозиции, основанного на принципах оптимальной демонстрации коллекций. Применение подобного подхода в большинстве случаев отнюдь не исключает концептуальных решений музеев и экспозиций. Однако эта концептуальность несколько иного рода, чем свойственная привычным нам отечественным решениям.
Одним из интересных примеров можно считать музей Д'Орсе в Париже (программа П. О. Бирн и К. Пике, дизайн - Г. Ауленти). Он наиболее ярко демонстрирует концептуализм в решении современного западного музея. Экспозиции раскинулись в здании старого Орлеанского вокзала, построенного архитектором В.Лалу в 1900 г. Парижане называют вокзал Д'Орсе “лебединой песней французского модерна”. Музей предназначен для экспонирования французского искусства, включая изобразительные виды, пластику, прикладное искусство, фотографию и историю театра середины XIX-начала XX в. Дизайнер Гаэ Ауленти остро и контрастно вписала экспозицию в стиле постмодерна в архитектурную канву модерна начала века. “Проект родился скорее из “диалога” с архитектурой, чем из принципиально-определенных позиций. Это было экспериментирование на тему “архитектурная диалектика”, рассматривающая отношения форма-функция, город-здание, вокзал-музей в их взаимосвязи”. Целью этой концептуальной программы было: “...не сделать музей в вокзале, а сделать музей из вокзала”. Экспозиция представляет как бы “...городскую метафору с городским словарем улиц, площадей и фасадов”. Монументальные формы и ритмы, ее совершенный для наших дней экспозиционный дизайн, цветовая палитра в структуре исторической архитектуры подчеркивают контраст двух эпох.
Музей представляет собой учреждение и, как называют его создатели, “музеологическую машину”, использующую новейшую музейную технологию с применением новейших материалов и техники, сложных современных систем естественного и искусственного освещения, с автоматическим управлением технологическими режимами, осуществляемым “компьютерами Клименси, аналогичными тем, что установлены в технических службах Космического центра Ариан в Куру (Французская Гвиана)”. Концептуальные решения экспозиций в большей степени присущи выставкам. Например, выставка “Артуро Тосканини. Годы 1915-1946: Искусство в тени политики” в Пармском театре Фарнеза (дизайнер Марко Фольи). Для экспозиции, которая развернулась на сцене старинного театра, были выполнены декорации “в память о ритмических пространствах Адольфа Аппиа”, в форме двух гигантских фасадов дворцов. “Поражает тесная и фантастическая связь между зрительным залом и авансценой, задуманной как гигантский фасад дворца”, который просматривается сквозь легкие конструкции экспозиции, что создает ощущение загадочности и атмосферу игры театра.
Интерес представляет и выставка “Атлас Парижа” (дизайнер Италло Рота), основанная на оригинальном экспонировании графических градостроительных планов, которые просвечивают через матовые поверхности стекол подвесного потолка, стен и макетов, создавая иллюзорную пространственную среду, в которую погружается зритель. Римско-Германский музей в Кельне посвящен экспонированию древностей Римской цивилизации на территории Германии. Он оснащен современным оборудованием, в композиции которого лежит принцип строительных лесов. Такие остро современные конструкции и витрины ярко демонстрируют контраст времен, экспонатов и экспозиции. Сотрудники кельнских музеев считают, что предметы культуры и искусства Римской эпохи в таких витринах более доступны для обозрения и восприятия их современным человеком.
на главную