Hosted by uCoz
на главную
Антон Успенский
Искусство: 53 термина и понятия
Абстрактное искусство – (от лат. abstractio - отвлечение) – искусство, в котором художник не позволяет зрителю узнать в изображении что-либо конкретное, узнаваемое. Издревле беспредметное творчество существовало в виде орнамента, но только в новейшей истории оформилось в особую эстетическую программу. Предполагается, что в восприятии следует полагаться на собственные ассоциации и догадки. Воображение, знание и готовность к контакту самого зрителя играют в абстрактном искусстве важную роль.
Автоматические рисунки – или бессознательные – сделанные без предварительного замысла и наброска. Создаются, подчиняясь мускульной силе и внутренней моторике автора. Такой рисунок должен быть завершен до того, как художник начинает понимать, что именно он рисует. Похожие рисунки-каракули люди оставляют, когда в забывчивости рисуют нечто во время телефонного разговора.
Автопортрет – (от авто... и портрет) – портрет художника, выполненный им самим. В автопортрете художник выражает свое самосознание, оценку собственной личности и творческие принципы.
Акрил – синтетическая краска на водной основе. После высыхания не смывается водой, имеет высокую светостойкость и пластичность. Акрилом можно работать по бумаге, холсту, натуральным и синтетическим материалам.
Акция – (от лат. actio) – художественное действие, направленное на достижение художественной же цели. В отличие от перформанса, обходится без сценарной драматургии; а в отличие от хэппенинга – подразумевает наличие определенной цели. Т.е., художник-акционист далеко не всегда может предвидеть, как именно пройдет его акция, но он непременно знает, зачем он ее делает и какого результата хочет добиться.
Ассамбляж – (франц. assemblage; от assembler - собирать) – объемная композиция из неоднородных предметов, можно определить ассамбляж как коллаж в трехмерном пространстве. В отличие от инсталляции представляет собой объект, а не пространство.
Ванитас – такой тип натюрморта ведет свое начало от натюрморта «Vanitas» Э. Коллиера (вт. пол. XVII в., г. Лейден). На нем изображены два глобуса, притом небесный поставлен ниже земного, к которому прикреплена записка: «Vanitas vanitatum et omnia vanitas» («Суета сует, все – суета» (Еккл. 1, 2)). На столе лежат три книги, в чьих названиях зритель легко прочитывал темы созидания и разрушения. Постепенно для таких натюрмортов художниками отбирались особо значимые предметы. Песочные часы напоминали о быстротечности жизни, букеты цветов – об увядании и преходящем, дымящиеся лампы, трубки – о кратковременности, а королевские регалии – обо всех богатствах, которые с собой в иную жизнь не возьмешь. Особо выделялся человеческий череп –символ бренности, пустые стеклянные бокалы, означавшие хрупкость человеческого существования и огарок свечи – символ угасшей жизни. Во французских натюрмортах появляются персонажи, пускающие мыльные пузыри - человеческая жизнь уподобляется тончайшим и неверным пузырям.
Венская школа фантастического реализма – течение в австрийском искусстве 1950-х гг., близко стоящее к сюрреализму. Стиль живописи может быть как фигуративным, так и абстрактным и ориентируется на техническое совершенство Старых мастеров (14–18 вв), мотивы – фантастически-ирреальные образы, часто граничащие с маньеризмом. Первая совместная выставка состоялась в венском замке Бельведер в 1959, скоро последовали выставки и за границей и венская Школа фантастического реализма быстро добилась международного признания. Искусство Школы достигло широкой известности благодаря большим тиражам печатной графики ее мастеров, а также благодаря многочисленным ученикам и подражателям. Основателем Школы считается Альберт Парис Гютерслоу (Albert Paris Guetersloh) – венский художник, писатель и профессор Академии изобразительных искусств в Вене. Идеологом венской школы считается художник-сюрреалист Эдгар Женэ, ставший в послевоенной Вене (1945-1950) покровителем и проповедником сюрреализма. Главные представители – Арик Брауер, Эрнст Фукс, Рудольф Хаузнер, Вольфганг Хуттер и Антон Лемден (Arik Brauer, Ernst Fuchs, Rudolf Hausner, Wolfgang Hutter und Anton Lehmden).
Гипертекст – в отличие от обычного текста, не имеет линейной последовательности, т.е. может быть прочитан иными способами. К примеру, методом «ветвящихся тропок», где каждая развилка предполагает два возможных варианта развития сюжета. Либо позволяет вести линию сюжета петлями, пересекаясь или хаотично. Первая гиперлитература появилась около 1990 г. в виде романа на дискете. Оптимальным пространством для восприятия гипертекста является виртуальное, где программа компьютера может предложить удобство и легкость навигации для читателя, а в качестве иллюстраций – анимацию, звуковое и музыкальное сопровождение. Так называемые электронные писатели считают Милорада Павича одним из предтеч гиперлитературы.
Графика – (греч. graphike, от grapho - пишу) – вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, шелкография и др.). Основана на искусстве рисунка, но обладает собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель. Графика делится на станковую, книжную и газетно-журнальную, промышленно-прикладную и плакат. Выразительные средства – контурная линия, штрих, пятно.
Движение – это не только перемещение в пространстве, но и изменение вообще. В искусстве проблемой передачи движения занимались, в частности, футуристы. Эффекты реального движения всего произведения или отдельных составляющих его элементов используются в кинетическом искусстве. Кинетизм как направление обособился в ХХ веке, его произведения – это скульптурные объекты, приводимые в движение техникой, вручную или природными стихиями. Нередко дополнительно используются звуковые и световые эффекты; прежние электромеханические принципы управления сменяются программно-компьютерными, расширяющими возможность зрительского сотворчества.
Иллюзорный эффект – возникает в случае, когда зрителю кажется, что он видит сам предмет, а не его изображение. Используется таким направлением искусства как гиперреализм или фотореализм.
Импрессионизм – (от франц. impression-впечатление) – направление в искусстве последней трети 19 – нач. 20 вв., представители которого стремились запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Импрессионизм возник в 1860-х , во французской живописи (Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега). В искусстве пояился интерес к изображению мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, подвижности композиции, неожиданным точкам зрения. В 1870-80-х импрессионизм сформировался во французском пейзаже (К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей). Художники работали на открытом воздухе (пленэре), главное внимание стало уделяться эффектам света, изменяющего цвет и форму предмета. Живопись чистыми цветами, яркие тени и рефлексы порождали беспримерно светлую, вибрирующую живопись. Импрессионизм проявил себя также в скульптуре, музыке и литературе.
Инсталляция – (от англ. глагола to install-устанавливать). Ее устанавливают, составляют, формируют из отдельных частей. Инсталляция трехмерна, это не объект, а пространство, организованное по воле художника. Инсталляция включает в себя не только все предшествовавшие ей жанры, но и самого зрителя.
Коллаж – (франц. collage, букв. наклеивание) – 1) Творческий метод, позволяющий объединить в одном произведении элементы, обладающие различными качествами – цветом, формой, фактурой, за счет чего достигается характерная для коллажа острая, многоплановая выразительность получившейся композиции. 2) Техника работы способом «рекле» – режь и клей, т.е. аппликация. Различают также понятие «декупаж», где главную работу проделывают ножницы, вырезая контур из бумаги, после чего тот наклеивается на фон. В кинематографе и музыке техника и метод подобной работы называется монтажем.
Композиция – (от лат. compositio-составление, связывание) – 1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция – важнейшее выразительное средство, придающее произведению единство и цельность, связывающее его компоненты. 2) Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение. 3) Специальный предмет в музыкальных и художественных учебных заведениях.
Критик – (от греч. kritike-искусство разбирать, судить) – профессия, овладение которой позволяет описывать, анализировать и оценивать произведения искусства. Критик может выступать от имени части общества, какой-либо группы, профессионального союза, либо от собственного имени (авторская критика).
Кубизм – стиль, который акцентирует противоречия, возникающие при создании двухмерных изображении в трехмерном пространстве. Стиль появляется около 1907 года, в революционных для того времени работах художников Пикассо и Брака. Название стиля появляется после написания Браком картины «Дома в Этаке» - критики описывают ее как «кучку маленьких кубиков». Стиль впоследствии имел две версии: Аналитический и Синтетический кубизм.
Масс-медиа – средства массовой информации (пресса, радио, телевидение, интернет и пр.).
Московский концептуализм – Концептуальное искусство – искусство, которое анализирует собственный язык, строится на парадоксе и является эстетической провокацией. Впервые словосочетание «московский романтический концептуализм» появилось в 1979 г. в статье Б. Гройса, который описывает его следующим образом: романтический, мечтательный и психологизирующий вариант международного концептуального искусства 60 - 70-х годов. В московском концептуализме слились те многие направления неофициального искусства, сутью которых стало обостренное отношение к языку. Определение концептуализма от знаменитого концептуалиста Ильи Кабакова: «Художник начинает мазать не по холсту, а по зрителю».
Найденный предмет – (от англ. found object – букв.: найденный объект) – распространенный в ХХ веке тип произведения искусства с минимальным вмешательством художника, роль которого сводится к выбору и демонстрации предмета, до сих пор предметом искусства не считавшегося. Таковым может быть готовый объект (либо его часть) природного происхождения или созданный человеком.
Направление, течение – 1) Линия движения, путь развития в искусстве. 2) Объединиение единомышленников, группировка или общественное движение с совпадающими взглядами на искусство, творчество и т.п.
Натюрморт – (от фр. nature morte) – букв.: мертвая природа. Жанр искусства, изображающий предметы быта, цветы, фрукты и пр. Подбор предметов может иметь тематическое, символическое, философское значение. Выразителен буквальный перевод немецкого слова Stilleben – тихая жизнь.
Неофициальное искусство – или нон-конформизм – искусство периода советской власти, этой властью не признаваемое и не поддерживаемое, независимо от стилей и направлений. Некоторых художников игнорировали и не пускали на выставки, другим грозили гораздо более серьезные неприятности: Валерия и Римму Герловиных, например, выслали из страны, «Мухоморов» незаконно отправили служить в армию. Все, что было «недопустимо» с точки зрения партийных функционеров; все, что невозможно было увидеть в музеях и выставочных залах СССР – и есть неофициальное искусство.
«Обманки» – натюрморты-обманки – эстетическая забава, популярная в XVIII в. Имитировали средствами живописи коллекцию различных предметов, прикрепленных к стене. Художники добивались иллюзорного эффекта в передаче фактур предметов и достоверности изображения падающей от них тени.
Образно-выразительные средства – Образные средства формируют содержательные качества произведения – сюжет, тема, идея. Выразительные средства определяют формальные качества – композиция, цвет, рисунок. Художники в процессе творчества пользуются как всеми, так и частью образно-выразительных средств.
Оптический эффект – возникает в случае, когда зритель не может однозначно оценить характеристики изображенных объектов: их плановое расположение (ближе или дальше), их цвет (кажется, что цвет изменяется), возникает ощущение движения объектов и изменения их размера. Основан на особенностях человеческого глаза как оптического прибора.
Пейзаж – (от фр. paysage) – местность, страна. Жанр искусства, изображающий вид природы, ландшафт. Может быть наделен познавательными, философскими, фантастическими качествами.
Перформанс – (от англ. performance) – представление. Для такого представления необходим сценарий и участники перформанса заранее знают, что и в какой последовательности им следует делать, с чего начинать и чем заканчивать. В отличие от хэппенинга, рассчитанного на активное зрительское соучастие, в перформансе главенствует сам художник или специально приглашенные и подготовленные статисты.
Поп-арт – движение в искусстве вт. пол. 1950 – нач. 1970-х гг. Термин введен британским критиком Лоуренсом Эллоуэй около 1955 года как определение скорее продукции масс-медиа, нежели арт-продукции. Позже определение поп-арт стало маркировкой искусства, основывающегося на образах массовой или низовой (popular) культуры: комиксов, рекламы, упаковки, образов кино и ТВ, изображений популярных товаров и их брендов. «Отцом поп-арта» считается американский художник Энди Уорхол.
Портрет – (от фр. portrait) –изображение человека, где внимание обращается на сходство в передаче его лица. Различают портреты: в рост, с руками, поясной, парный, групповой. С появлением фототехники художники ушли от документирующего назначения этого жанра и он обрел немыслимую ранее свободу.
Растр – (от нем. Raster)– структура изображения при печати, состоящая из точек. По технологии печати каждое изображение должно быть преобразовано в совокупность точек. Эти точки, сливаясь на расстоянии, создают ощущение цветовых переходов. Центры точек, из которых формируется изображение, в регулярном растре располагаются на равном расстоянии друг от друга. Оттенки цвета формируются изменением размеров растровой точки.
Реди-мейд – (от англ. ready-made – букв.: сделанный из готового). Термин впервые использован М. Дюшаном для обозначения своих произведений 1913-1917 гг., которые являлись готовыми предметами промышленного производства: велосипедное колесо, сушилка для бутылок, писсуар. Реди-мейды широко использовали дадаисты, сюрреалисты, мастера поп-арта.
Ренессанс – (франц. Renaissance) или эпоха Возрождения – период в истории европейской культуры (XIV-XVI век), когда в людях развилось осознание красоты природы, которого прежде просто не существовало. Философией Ренессанса был платонизм, отчасти представлявший собой возврат к идеям цивилизаций Греции и Рима. Природа трактуется как произведение искусства божественного, а произведение искусства является реализацией красоты. Красота, таким образом, есть идеальный образец для художника. Живопись и скульптура становятся самостоятельными искусствами,отделяясь от архитектуры, с которой раньше они составляли единое целое. Ренессанс чрезвычайно богат художественными школами и личностями, чьи необычайные качества и таланты породили определение «человек эпохи Возрождения».
Репродукция – (от ре... и лат. produco-произвожу) – воспроизведение тиражным способом произведения искусства. Наиболее распространена техника полноцветной (офсетной), либо ч/б типографской печати, также возможны фотографическая и, устаревшая в 1890-х гг., техника репродукционной гравюры и литографии.
Реставратор – (от позднелат. restauratio-восстановление) – специалист по сохранению и восстановлению произведений искусства, от ювелирных изделий до архитектурных комплексов.
Ритм – (греч. rhythmos, от rheo – теку) – наиболее трудноопределимое понятие для пластических искусств. Однако именно с помощью ритма художник пытается передать в плоскости четвертое измерение – время. В архитектуре ритм очевиден при чередовании схожих или одинаковых элементов и является одним из главных выразительных средств.
Романтизм – (от франц. romantisme) – идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца XVIII – перв. пол. XIX вв. Разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и общественном прогрессе обратило романтизм к пафосу личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и социальной действительности – основа романтического мировосприятия и искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы, идея синтеза искусств нашли выражение в идеологии и практике романтизма. В изобразительном искусстве наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо в скульптуре и архитектуре. Главные представители романтизма в изобразительном искусстве – живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер, в России – О. А. Кипренский, А. О. Орловский. Теоретические основы романтизма сформировали Ф. и А. Шлегели и Ф. Шеллинг.
Символизм – направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х, пытающееся передать через символ интуитивно постигаемые образы и идеи, смутные, сложные чувства и видения. Философско-эстетические принципы восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, увидеть сквозь видимую реальность идеальную сущность мира и его «нетленную красоту», символисты выразили неприятие буржуазности, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. Основные представители в литературе П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А. А. Блок, А. Белый, Вяч. И. Иванов, Ф. К. Сологуб; в изобразительном искусстве: Э. Мунк, Г. Моро, М. К. Чюрленис, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов.
Старые мастера – условное понятие, определяющее высокий профессионализм художников в период примерно с 14 по 18 век. Иногда расширяют это понятие и тогда «старыми мастерами» называют всех, кто работал до появления импрессионизма.
Стиль – (лат. stylus от греч. stylos – палочка для письма) – общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания. Можно говорить о стиле отдельных произведений или жанра, об индивидуальном стиле (творческой манере) отдельного автора, а также о стиле целых эпох или крупных художественных направлений (романский стиль, готика, Возрождение, барокко, рококо, классицизм).
Сюрреализм – (от франц. surrealisme, букв.: сверхреализм) – направление в искусстве ХХ в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями.Сюрреализм сложился в 1920-х гг., развивая ряд черт дадаизма (писатели А. Бретон, Ф. Супо, Т. Тцара, художники М. Эрнст, Ж. Арп, Х. Миро). С 1930-х гг. (художники С. Дали, П. Блум, И. Танги) главной чертой сюрреализма стала парадоксальная алогичность сочетания предметов и явлений, которым придается иллюзорная достоверность.
Трехмерные изображения – объемное, не плоское (двухмерное) изображение. Может быть имитировано с помощью оптического обмана зрения (например, голографии) или создано в виртуальном пространстве.
Утопия – (от греч. u - нет и topos - место, т. е. место, которого нет; по другой версии, от eu - благо и topos – место, т. Е. благословенная страна) – 1) Обозначение идеального общественного строя, нигде не осуществленного и полностью не могущего быть осуществимым. 2) Несбыточная мечта
Фактура – (от лат. factura - обработка) – 1) Качество поверхности. 2) Особенности художественной техники. Фактура (гладкая, рельефная) добавляет живописному произведению третье измерение. В скульптуре фактура – важная характеристика поверхности, которая обращается к нашему чувству осязания. В графике фактура только изображается, имитируется на плоскости.
Фигуративное искусство – искусство, где художник создает образы, в которых можно узнать конкретные предметы.
Футуризм – (от лат. futurum - будущее) – авангардистское направление в европейском искусстве 1910–20-х гг., преимущественно в Италии и России. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал отрицание традиционной культуры как наследия «прошлого», культивировал эстетику городской среды и машинной индустрии. Для живописи характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения. Для литературы переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, А.Е. Крученых, И. Северянин) языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»).
Хэппенинг – (от англ.: happening, от happen – случаться, происходить) – художественное событие, лишенное и драматургии, и цели. Никто из участников не знает заранее, как будет развиваться событие и когда оно закончится. Все абсолютно непредсказуемо.
Цвет – одно из главных выразительных средств в пластических и пространственных искусствах. Согласно физике, цвет – свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Свет разных длин волн возбуждает разные цветовые ощущения, от красного до фиолетового. Восприятие цветов имеет национальные, политические, возрастные разночтения
Шелкография – технология нанесения изображения. Форма для такой печати - сетка из тонких шёлковых или синтетических нитей, на которую переносится рисунок будущего изображения. Часть формы, сообразно рисунку, остается проницаемой для краски, которую продавливают сквозь мельчайшие отверстия в сетке. Печать производится только на плоских поверхностях.
Школа – (лат. schola, от греч. schole) – 1) Система образования, выучка, приобретенный опыт. 2) То же, что и «направление» в искусстве, науке, литературе и т. п., но, как правило, основанное на общих учителях и учебных заведениях.
Экспрессионизм – (от лат. еxpressio – выражение) – направление в литературе и искусстве первой четв. ХХ в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение главной целью искусства. Стремление к обостренному самовыражению, напряженности эмоций, гротескной изломанности линий, иррациональности образов, наиболее ярко проявилось в культуре Германии и Австрии. В рамках экспрессионизма возникли ранние образцы абстрактного искусства (В. В. Кандинский); у ряда художников, прежде всего немецких, это направление получило яркую антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Э. Барлах, Ж. Грос, О. Дикс).
Эпоха Просвещения – период с XVIII до середины XIX вв. Идея Просвещения основана на представлении о «естественном порядке», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу и гражданское равенство. Главные представители Просвещения в России – Н.И. Новиков, А.Н. Радищев. Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли, в это время появилась художественная критика. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний.
на главную