Hosted by uCoz
на главную
Антон Успенский
Дом конструктивизма в Цюрихе
(отредактированный вариант статьи опубликован в "ДИ" № 2, 2011)
(фото Антон Успенский)
Дом конструктивизма (Haus Konstruktiv) – швейцарский Фонд конструктивного и конкретного искусства, основанный частными лицами в 1986-ом году. С недавних пор фонд располагается в новом помещении недалеко от центральной улицы Цюриха в реконструированном здании бывшей электростанции. Лаконичный «сухой» фасад лофта, серые бетонные плоскости, динамика сохраненных металлических скрепов в интерьере, лабораторно-яркое освещение – все это не только идеальное пространство для тематической экспозиции, но и архитектурный образ, на равных располагающийся на территории «конкретного искусства».
Фонд, как прописано в его девизе, продвигает «конструктивное, конкретное и концептуальное искусство и дизайн» и в этом году ему отмечают 25 лет, но свою историю швейцарское «конкретно-конструктивное» ведет с 1936 года*. Тогда в Цюрихе состоялась выставка «Актуальные вопросы в швейцарской живописи и пластике» с участием молодых художников Макса Билла (выпускника Баухауза), Рихарда Пауля Лохзе, Камиллы Грезэр, Верены Лёвенсберг, Фрица Гларнера и других (Max Bill, Richard Paul Lohse, Camille Graeser, Verena Loewensberg, Fritz Glarner). Через год появляется «Альянс» – объединение современных швейцарских художников. Специфика политической жизни Швейцарии сказалась в данном случае в том, что ее художественная жизнь практически не изменилась в период Второй мировой войны. В эти годы швейцарцами создавались хрестоматийные живописные произведения геометрической абстракции, а «Альянс» проводил выставки в Цюрихе и Базеле, причем в последнем на выставку «Конкретное искусство» в художественной галерее были также приглашены участвовать неизвестные, но перспективные молодые художники.
В послевоенные годы лидер объединения Макс Билл (1908–1994) развил обширную разностороннюю деятельность: получил первый приз на Бразильском биеналле в Сан-Пауло (1951), стал первым ректором открытого Ульмского университета и в 1960-ом курировал цюрихскую выставку «Конкретное искусство: 50 лет развития». Это было время, когда «конкретное искусство» в Швейцарии оказалось на пике художественной борьбы: авангардной были объявлена «горячая» жестикуляционная абстракция – информель и американский абстрактный экспрессионизм, художественная общественность и местные критики выказывали свое расположение умеренной «парижской школе». Билл сумел проявить себя как искусный стратег, объединив в международную коалицию: цюрихское «конкретное искусство», бразильский конструктивизм, американскую «живопись жестких контуров» (Hard-Edge Painting), минимализм, французскую «Группу исследования визуального искусства» (Groupe de Recherche d`Art Visuel) и показав всех совместно с такими молодыми швейцарцами, как Андреас Кристен, Жан Байер и Карл Герстнер (Andreas Christen, Jean Baier, Karl Gerstner). Именно с 1960-го года «конкретные формы» и «конкретное оформление» обретают программность и вдохновляют эстетику повседневного, появляются понятия «швейцарская графика», «швейцарская типографика» и «швейцарская форма», ставшие для многих тогда каноническими и культовыми.
Основание швейцарского фонда конструктивного и конкретного искусства, по мнению его основателей, означает завершение исторического периода и начало нового этапа возрастания интереса к этому направлению искусства. Инициаторы фонда Готтфрид Хонеггер, Джек Васер, Бригитта Васер-Риффэль (Gottfried Honegger, Jack Waser, Brigitte Waser-Ryffel) основали учреждение, которое: «... имеет целью, согласуясь с общемировой культурной миссией, оказывать общественно-полезное содействие конструктивному, конкретному и концептуальному искусству и дизайну». Фонд прошел свой путь с неизбежными амплитудными колебаниями, от серьезных достижений до нешуточных кризисов, от смены учредителей и конфликта с идеологами до весомых финансовых вливаний, приобретения и реконструкции сегодняшнего здания. Среди значимых моментов в истории Дома конструктивизма были: ретроспективные выставки практически всех упомянутых выше швейцарских художников этого направления; интегрирование нескольких десятков произведений в постоянную экспозицию, в том числе из частных собраний; инсталлирование в постоянную экспозицию знаменитого минималистского интерьера, выполненного в мондриановском ключе – столовой Рокфеллера в его нью-йоркской квартире (Rockefeller Dining Rooms), выполненной в 1963-64 годах Фрицом Гларнером и выкупленной Фондом в 1980-е; открытие в 2010-ом юбилейной выставки к столетию развития конструктивного, конкретного и концептуального искусства и празднование в 2011-ом двадцатипятилетия со дня основания Фонда.
(фото Антон Успенский)
Последний крупный выставочный проект Дома конструктивизма «Всё конкретное» (ganz konkret) проходил здесь с 27 августа 2010 по 30 января 2011 и был, ввиду своей объемности, разбит на две части. История конструктивного, конкретного и концептуального искусства была показана более чем в столетнем своем развитии на двух последовательных выставках, где демонстрировались около 400 произведений. Экспозиция строилась на ясно заявленном образовательном принципе: в хронологической последовательности на стенах были даны этапы ХХ века, с указанием главнейших событий, имен, произведений, где возможно, проиллюстрированные оригиналами работ. Охват имен отличался завидной широтой: Джакометти, Брак, Балла, Кандинский, Делонэ, Дюшамп, Малевич, Тео ван Дусбург, Мондриан, Гроппиус, Вантонгерлоо, Арп, Раушенберг, Клее, Уорхол, Польке, Бойс, Рихтер, Вазарелли… Конечно же, были упомянуты группы и объединения Мост, Де Стайл, Баухауз, Дада, Зеро. Приведенные имена дают представление о том, что доказательная база собиралась и «от противного», отталкиваясь от идейных оппонентов «конкретного» и упоминая важнейшие вехи истории искусств в целом – от пейзажа Сезанна до манифеста Бретона. Как сообщили в сопроводительных материалах устроители, они показывают разносторонние презентации «конкретного искусства», в основе которого заложена ясность и осмысленность. Взгляд на важнейшие этапы приглашает зрителей к путешествию во времени по художественной истории, с начала ХХ века и до сегодняшнего дня, в котором для этого искусства видятся «новые аспекты, новые ракурсы, новые медийные и технические возможности». Из новейших фактов, упомянутых в демократичной музейной книжечке «Учебные материалы для выставки «Всё конкретное» (с подробными текстами и черно-белыми иллюстрациями, выпущенной для раздачи интересантам), приведу один. Организаторы настаивают на актуальности своего направления, сообщая свежие новости: в 2005-ом в городке Вальденбух (Баден-Вюртемберг, Германия) на основе обширного частного собрания появился Музей Риттер (несложно догадаться, о какой всемирно известной марке и ее владельцах идет речь). Тема собрания – квадрат в новейшем и современном искусстве, уже собрано более 700 произведений: живопись, графика, объекты, скульптуры, в чьей художественной концепции квадрат был исходным пунктом или целью. «История пишется далее…» – так выглядит последняя фраза музейного буклета.
(фото Антон Успенский)
Четыре этажа прекрасной, меняющейся экспозиции, под крышей –библиотека профильной литературы и периодики, на первом этаже – киоски книг и сувениров, бесплатные буклеты желающим узнать о Фонде в целом и текущей выставке в частности, – все это вроде бы стало повсеместным и само собой разумеющимся европейским хорошим тоном. Однако понятно, что такие институции не просто фиксируют, систематизируют, углубляют историю искусств и занимаются ее популяризацией, они, не останавливаясь, продолжают работать над летописью своего заявленного направления, не смущаясь насыщать ее именами местных художников, и тем самым резервируя им место во всеобщей истории. Остается только подтвердить особую швейцарскую, какую-то эталонную идентичность формы и содержания – настолько здесь всё конструктивно, конкретно и концептуально.
*Определение «конкретного искусства» дал лидер этого движения немецкий художник и теоретик искусства Тео ван Дусбург в манифесте «Фундамент конкретного искусства», напечатанном в апрельском номере журнала Art Concret за 1930 год: «Мы заявляем: 1. Искусство универсально. 2. Прежде чем возникнуть, произведение искусства должно быть полностью продумано и оформлено в голове. В нем не должно быть ничего кажущегося естественным, чувственным или сентиментальным. Мы хотим совершенно исключить лиризм, драматизм, символизм и тому подобное. 3. Картина должна быть создана исключительно из пластических элементов, а именно – из плоскостей и тонов. У изобразительных элементов, а следовательно, и у картины, нет иного значения, кроме того, чем они являются сами по себе. 4. Построение картины, так же как и ее элементов, должно быть простым и доступным визуальной проверке. 5. Техника должна быть механистичной, то есть точной, антиимпрессионистичной. 6. Требуется абсолютная ясность» – цит. по: Эми Демпси / Стили, школы, направления. Путеводитель по современному искусству // М.: Искусство-XXI век. 2008. С. 159.
на главную