Hosted by uCoz
на главную
Антон Успенский
Дмитрий Кочанович
(отредактированный вариант статьи опубликован в каталоге Айдан-галереи, 2005)
Нетленная красота – так можно обозначить сегодняшнее кредо Дмитрия Кочановича. Путь к этому намечался, как часто бывает, «от противного» – от выставки «Школа Х» в 1998 году. Тогда экспоненты выступили с диверсионным анализом ренессансного искусства, его обнаженных штудий, совмещенных с низовой субкультурной тематикой. Проверялась прочность бесполой классики, «укомплектованной» вытесненными в сферу граффити фаллосами. Наметились образная диалогичность и пластическая склонность к photo-based art.
В техническом плане Кочанович всегда оставался верным неустаревающей технике холст-масло, по отношению к которой проявляет удивительный перфекционизм. Его живопись – ручная работа, лишенная ностальгического пафоса и наполненная драйвом современного мастера, воплощающего идеи не дигитальной эры. Возврат к картине классической эпохи с ее ремеслом, технологией грунтовки вальцованного холста, многократными лессировками и прочей подзабытой кухней живописца, оживил вечные (как ни высокопарно это звучит сегодня) темы искусства.
В сериях «Venus» (2002) и «Интим» (2004) фрагменты обнаженного тела представали как лишенные всякого гендерного напряжения территории. Плоть обладала деталями микрорельефа, особенностями тургора кожи, но не способна была соблазнить. Ее теплый, бежевый цвет оказался ближе всего к тем колерам, что приготавливались академическими живописцами для корпусного письма тел натурщиков доимпрессионистической эпохи. Подобное раскрепощение приватного, выведение его из зоны частных притязаний и обладаний лишает картины Кочановича социально-этической агрессии, свойственной, к примеру, Г. Хельнвайну, также использующего повышенную сенсорность и тактильность холста.
В работе «Impression» стиль находит выход за границы гиперреализма, посредством приема, имитирующего дефект смещения типографской печати или расфокусировку видеоизображения. Так, возможный пассеизм замещается магическими свойствами стоп-кадра, описанными С. Зонтаг и уже опробованными ранее живописцем. Утверждая в любой прекрасной плоти божество («Icon»), художник скрывает его рукотворность и стремится удалить следы мазков своей кисти как усилий земного, насущного, тленного. И чем меньше следов своих усилий оставит автор, тем ближе он окажется к искомой им красоте.
сайт Дмитрия Кочановича
на главную