Hosted by uCoz
на главную
Антон Успенский
"Прекрасный Савинов". Фактура романтика
(отредактированный вариант статьи опубликован в "НоМИ" № 6, 2003)
Вглядываясь в живопись Александра Ивановича Савинова (1881-1942), приходится пользоваться переменным фокусом. Вблизи – кружево фактуры разбирается на отдельные узелки, издали – годы жизни собираются как бусины нитью картины.
Родился в Саратове (юг, но пыльный, не цветной), окончил Академию художеств в Петербурге (графичный север), был удостоен поездки в Италию (цветной юг). Ученик Репина и Кардовского, однокашник И. Бродского и Б. Анисфельда, обладатель сравнимого таланта в рисунке и в живописи. По возвращении с итальянского пенсиона участвует в выставках, получает внимание прессы, берет заказы на портреты и монументальные росписи.
В работе 1906 года «Девушка и парус» есть французская выкадровка планов и деликатная пастозность, близкая письму «Союза русских художников». В «Купании лошадей на Волге» (1908) плотная композиция родственна волжанину Фешину (может быть, иначе эти просторы и не компонуются?) а кисть деликатно чтит рисунок.
Больше трех лет Савинов работал над росписями в Храме Спасителя (позже – музей древнерусского искусства) в имении Натальевка под Харьковом. Во время исполнения этого заказа купца-миллионера и мецената П.И. Харитонова появился индивидуальный савиновский стиль. «Затем была революция, голодный Саратов, переезд в Петроград, активная преподавательская деятельность, попытка понять суть революционных преобразований и приспособить свои знания к новой реальности» (здесь и далее цит. по по вступительной статье Натальи Семеновой в каталоге выставки «Романтизм А.И. Савинова» в галерее Московского Центра Искусств, проходившей с 22.Х по 21.ХI. 2003) .
По собственному признанию Савинова, он «купался в фактуре», и ритм этого гедонистического плавания до сих пор открыт неторопливому зрителю. В едва начатых этюдах о грунт расплющены мастихином блестящие комочки краски. Тут же этим пятнам карандаш придает контур цветка, то – спотыкаясь о крупное плетенье холста, то – скользя в масле и выбираясь из него перепачканным сладкоежкой, оставляет рядом с графитными следами объемные розовые запятые, чтобы довести свой путь до исходной точки.
Время предоставляло вакансии публицистов-агитаторов, а он оставался живописцем и совершал пластические поступки в пределах своих холстов. От него требовались идеологически совершенные картины мрачного прошлого и сияющего настоящего, а он совершенствовался в сумрачном и солнечном колорите (этюды к незавершенным картинам «Быт саратовских оврагов в канун Октябрьской революции» и «В парке культуры»). В 1934 И.И. Бродский был избран президентом Академии художеств, а Савинов возглавил индивидуальную мастерскую, наравне с Кардовским и Осмеркиным. Как тогда предрекал Филонов: «Профессора будут сводить меж собою счеты — что пластично, что не пластично, что скажет Исаак Израилевич, а у учащихся будут трещать ребра» (цит. по дневнику Павла Филонова от 10 ноября 1934 г.). Уже в 1937 курс Александра Ивановича был распущен, а он был «отстранен от преподавательской деятельности за «политически вредный формализм», «мрачность и темноту живописи». Савинов был незаурядным педагогом, «всяческим врагом театральности и копирования натуры готовыми приемами, …восставал против бездумного срисовывания, не дававшего ничего, кроме иллюзорного правдоподобия». По словам А. Осмеркина, быть преданным искусству значит «быть преданным больше, чем своей личной карьере, как ему был предан… прекрасный Савинов».
Он умел работать как со светлой, так и с темной гаммой, но «в светах» его палитра необычайно расширяется за счет возможностей авторской фактуры. Смешение цветов происходит оптически: сквозь верхние цветовые насечки мерцают 2-3 нижних слоя. Самые глубокие, притягивающие места на холстах там, где художник многократно процарапывал, прочеканивал следы мазков – то шпателем, то черенком кисти. Подобный эффект в текстильном коллаже, с использованием прозрачных сеток, называется транспарентным. На лицах портретов штриховка уверенно продолжается, учащаясь и образуя окружности. И в этих многослойных «гравюрах по маслу» в равной мере замешаны опытная маэстрия и эмпирическое любопытство.
В начале войны художник помогал в эвакуации эрмитажных коллекций. «Времени было в обрез, людей не хватало и не возбранялось безжалостно срезать холсты с подрамников. А.И. Савинов занимался полотнами Рембрандта. Несколько дней и ночей он пролежал на полу, вынимая один за другим старинные гвоздики, крепившие холсты к подрамникам». Внимание и любовь к деталям (колористическим, фактурным, техническим) были свойственны ему всегда: так, портрет 1910 г. «Мальчик из деревни Чиочаре» (метр высотой) наполовину заткан мельчайшим геометрическим узором, при этом ритмично соединенным с цветом и образом картины.
Почти все работы Савинова не закончены, и все – могут быть продолжены. Свежесть его цвета обеспечена не только белизной нетронутого холста, но и паузами в биографии. Свобода и легкость кисти оплачена зависимостью и уязвимостью. Самым сдержанным цветом и максимальным отсутствием фактуры выделяется на выставке «Автопортрет (неоконченный)» 1931 года. На огромном полотне написан не молчаливый художник, а его онемевшее отражение. В тишине постепенно оживает боковое зрение, и – шум фактуры в остальных работах начинает складываться в музыку.
на главную