Hosted by uCoz
на главную
Антон Успенский
Митьки как музейные персонажи
(отредактированный вариант статьи опубликован в "ДИ" № 6, 2006)
(фото Антон Успенский)
Музею группы художников «Митьки» в 2006 году исполнилось 10 лет, и он обрел новый адрес – улица Марата 36/38, офис 120. Эта часть города давно, с середины 1980-х, обживается «митьками», выросшими за прошедшее время из забавного арт-объединения в знаменитый бренд художественного Петербурга. Изначально музей возник стихийно, в мансарде на улице Правды, где и сейчас находятся мастерские художников.
Музей этот не ограничивается только выставками различного визуального искусства, которые проводятся в среднем по три в месяц, здесь сложилась традиция представлять новые книги и давать акустические концерты. Не редкость также поэтические вечера, перформансы и видеопоказы. Площадь нового музейного помещения – 230 м², что позволяет одновременно проводить несколько выставок, показывая до 300 экспонатов. Постоянной, но изменяющейся экспозицией станет «Арефьевский круг» – выставка ленинградской группы художников, сложившейся в конце 1940-х – начале 50-х и считающейся художественной предтечей «митьков». Вообще, появились «митьки» на свет самым, что ни на есть, русским способом оплодотворения – из литературного семени. Художник и писатель Владимир Шинкарев , в 1984 году, работая в котельной, написал первую часть книги «Митьки». Он придумал само слово «митёк» и представил поведение своих товарищей-художников, прежде всего Дмитрия Шагина, как сознательную героическую стратегию, чуть ли не как смысл жизни. Впрочем, это было стилем почти всякой интеллигентной пьющей компании позднего советского времени.
Изначально в группу «митьков», помимо перечисленных, входили также Виктор Тихомиров, Ольга и Александр Флоренские . Главным качествам, приданным выдуманному тогда «митьку», на сегодняшний день наиболее соответствуют модные понятия – пацифизм, антиглобализм и толерантность. А тогда это виделось как спасительный инфантилизм и антигосударственное слабоумие – прибежище любого не агрессивного человека со времен солдата Швейка. Причем во внешних атрибутах «митька», наоборот, доминировали мужественность, верность идеалам и военная романтика. Настоящий «митек» должен был иметь тельняшку, носить бороду, и составить сборник любимых патриотическо-лирических песен. Если при этом он рисует добрые картинки, не способен к ясному изложению своих мыслей и избегает всяческого насилия – образ близок к созданному литературному персонажу.
Привлекательность «митька» в конце 80-х – начале 90-х материализовала вымысел и породила массовое молодежное движение «митьков» как богемную форму противостояния культуре официально-государственной. Количество «митьков», даже официально признанных «митьковским политбюро», постоянно росло. В него входили как музыканты андеграунда, так и американские миллионеры, в «митьки» были зачислены Моцарт и Пушкин, а многие адепты этого движения до сих пор ходят в полосатых майках и общаются меж собой на «митьковском» сленге, придуманном писателем Шинкаревым. Одновременно первоначальный состав «митьков» двигался в направлении, противоположном массовому «митьковству» 1990-х. Художники лечились от алкоголизма, учились продавать картины, издавали книги, основывали издательства и журналы. Группа постепенно занимала свое место в официальном арт-индексе Петербурга, где свою миссию сегодня они прописали весомо и нешуточно: «нести людям радость».
(фото Антон Успенский)
«Митьки» давно не похожи на созданный ими же первоначальный образ. Их картины находятся в музейных собраниях; выставки постоянно идут в России и за рубежом; «митьков» приглашают на рейтинговые ток-шоу, где они вдумчиво рассуждают на темы от земельной собственности до православия; не государственный музей «митьков» открывает губернатор Петербурга, надев обязательную тельняшку; фильмы, музыка и литература о «митьках» – огромный корпус сочинений, к давнишнему аудиосборнику «Митьковские песни» только что добавлено сочинение «Митьковские пляски». Похоже, они осуществили вторую часть своего знаменитого кредо: «Митьки никого не хотят победить и этим завоюют весь мир». Единственное, что трудно сказать наверняка, это – кто они сегодня – участники легендарной группы художников, владельцы успешного бренда или персонажи собственного музея? Кстати, музей принимает посетителей по субботам, с 16 до 20, присутствие живых авторов гарантируется.
на главную